Статьи

       28 лет работаю в практической медицине, столько историй болезней, а вместе с ними и жизненных судеб прошло через моё сознание, что, казалось бы, трудно меня уже чем-либо удивить. Но история, о которой я решил рассказать, удивила меня. Удивила тем, с каким изяществом и быстродействием наш головной мозг умеет включать и выключать болезненное состояние. Вот эта история.

     Девочка 13 лет, ученица 8 класса. Назовём её Оля, из соображений психотерапевтической тайны.  С 4-х лет Оля занимается танцами. Летом текущего года, в составе своей хореографической группы ездила на фестиваль танца в Турцию. В первый день пребывания в Турции была прогулка по морю на теплоходе. Оделась легко и очень озябла на теплоходе, чувствовала озноб и общий дискомфорт. В этот же день гуляли по городу, танцев не было. К общему недомоганию после прогулки по морю, добавились напряжённые отношения с мальчиком, с которым дружила.  Он был участником её танцевального коллектива. Когда была прогулка по морю и, затем, когда экскурсия по городу, «чувствовалась его холодность, безразличие…отношения с ним стали ухудшаться». Девочка переживала тревожно-угнетённое состояние испортившимися отношениями с эмоционально близким человеком. Вечером того же дня, когда снимала обувь, обнаружила выраженный отёк правой стопы и нижней 1/3 голени. В течение дня ногу не травмировала, боли в ноге не испытывала.

     На следующий день Оля была переведена в другую семью, в которой русским языком никто не владел. Переезжать туда не хотела: «было страшно…чужая страна, всё чужое и даже по-русски никто не говорит». Но отказаться было невозможно. Когда шла в эту семью, шёл дождь, ноги были мокрыми, ощущала слабость во всём теле и «сильную тяжесть в ногах», «ноги просто не шли». Настроение  было «хуже некуда». К турецкой девочке приходили подружки, они в присутствии Оли о чём-то говорили по-турецки, смеялись. Оле казалось, что они смеются над ней. Сильно болела голова, тошнило, больно было глотать, знобило.

     Следующие два дня прошли относительно благополучно, принимала лекарства, которые давали взрослые (руководитель группы, хозяйка турецкой семьи, в которой была расквартирована Оля). Отёк ноги сохранялся, «но не так сильно как в первый день».

   Пятый день.  «Было всё нормально. Хотя обида на него и предчувствие чего-то плохого сохранялись». Танцевала как обычно, боли в ноге не чувствовала, отёк был прежним. После обеда, в сопровождении взрослой женщины, съездила в магазин. Где купила подарок себе и «своему» мальчику, решила сделать ему приятное по возвращению домой. Была довольна своим решением о сюрпризе «для него».

     Шестой день. Этот день для Оли стал «чёрным». Утром проснулась с хорошим настроением, была готова увидеть «его», чтобы сообщить, что сегодня ровно месяц, как они начали дружить. Но именно в этот день «он» преподнёс сюрприз для Оли, которого она не ожидала. Во время экскурсии в зоопарк, он демонстративно не замечал Олю и уделял внимание другой девочке-турчанке, обнимал её за талию, смеялся. Оля со стороны наблюдала за «его» предательским поведением. Крутилась одна и та же навязчивая мысль: «Он бросил меня и перекинулся на турчанку».  Внутри неё всё клокотало и бурлило,  «душа плакала, но я ничего не показывала». «Только когда вернулась в комнату, ревела часа два и не могла успокоиться»…

 

     По возвращению в Россию, мама Оли «пришла в ужас от «распухшей ноги». Ступня не влезала в обувь, пришлось купить вторую пару подобной обуви, только на два размера больше. Началось тщательное обследование и лечение. Был поставлен диагноз «лимфастаз» (нарушение оттока лимфатической жидкости от стопы). С момента появления отёка ноги и до обращения ко мне прошло семь месяцев. За это время разные методы и курсы лечения, в том числе санаторно-курортное в специализированном лечебном учреждении. Ни лекарства, ни грязи, ни аппликации, ни физиолечение, ни массаж не имели удовлетворительного результата – отёк сохранялся, то слегка уменьшаясь, то вновь усиливаясь. Ногу щадили – Оля передвигалась с помощью костылей. Ничего не помогало. У мамы Оли отчаяние.

     А теперь – самое интересное и удивительное в этой истории. В начале октября (это шестой месяц болезни) вся семья поехала в горы на отдых. Место отдыха было очень живописным, красивым и от этого пейзажа у всех членов семьи было приподнято-радостное, восторженное  настроение. Все были очень довольны и счастливы, в том числе и Оля. Через несколько часов пребывания в том «райском месте» мама обратила внимание, что у Оли нет отёка. Нет отёка совсем, обе ноги одинакового размера, как будто полгода отёка не было вовсе. В течение 3,5 дней в горах, на фоне ярко выраженных положительных эмоций отёка у Оли не было. Она впереди своей семьи быстро и ловко взбиралась по узенькой каменистой тропинке. Физическая нагрузка на ноги в эти дни была значительно больше, чем в повседневной жизни. Но «лимфастаз» почему-то не возникал. Мама боялась «сглазить» такое чудесное исцеление дочери. По возвращению домой, на следующее утро, когда нужно было идти в школу – нога вновь была отёчной как прежде. Только с учётом этой информации, мама решила проконсультировать Олю у психотерапевта.

     Вот так наша психика может включать и выключать болезненное состояние, как по щелчку пальцами. Вот так наша психика показывает нам насколько она сильнее всех лечебных воздействий. Вот так наша психика демонстрирует насколько её потенциал огромен и не изучен. Как красиво и изящно, словно маг-волшебник, Она, её Величество  ПСИХИКА может сделать то, что не смогли сделать специалисты-врачи за длительный период, используя разные приёмы и методы.

     Комментарий к этой истории. Оля является долгожданным ребёнком. С раннего детства она была окружена любовью, заботой и …освобождена от каких-либо обязанностей. В дошкольном возрасте у неё не сформировали трудолюбие. Капризы не пресекались, а им потакали, их исполняли. С началом школьных заданий стала проявляться леность, неумение выстраивать отношения с одноклассниками. Со второго класса нет друзей, наоборот, одноклассники обзывают, дразнят. Одной из дразнилок является «тупица», «тупая».  С 5 класса полностью исчезло желание ходить в школу. Учителя характеризуют Олю как способную учиться на «хорошо» и «отлично», но ленивую. За школьный период стала ярко проявляться обидчивость, высокая ранимость, отсутствие гибкости в поведении (упрямство).  Отёк ноги Оля включила (бессознательно) с целью привлечь к себе внимание обожаемого мальчика, чувствуя охлаждение его чувств к ней. При отсутствии друзей с детства, эта дружба с мальчиком была для неё очень и очень значимой, поднимала её самооценку. Потерять его она боялась, а как удержать не знала. Вот её бессознательное и нашло способ. Проблемы с ногами это боязнь, опасения, тревога за будущее, ведь именно ноги несут наше «Я» в будущее. Правая нога, как и вся правая половина нашего тела, связана с мужским началом в нашей личности.  Но он не сработал.  Дальше отёк выполнял уже другую функцию – непрощяемую обиду на «него» и возможность отлынивать от уроков, танцевальных репетиций (чтобы не видеть «его» - обида-то на него не ушла). В то же время, повышенное внимание мамы к отёчной ноге Оли частично компенсировало отсутствие интереса к ней со стороны ровесников. Благодаря отёку, Оля месяц отдыхала в санатории, в то время как её одноклассники учились.  В горах, когда отёк становился помехой для активного передвижения, и когда сознание было заполнено яркими положительными эмоциями, которые вытеснили отрицательные – психика выключила отёк по механизму саморегуляции. Утром, когда сознание наполнилось отрицательными эмоциями, вызванными неприязнью к школе, одноклассникам, учёбе и отёк вновь стал выгодным, он был включён. Я намеренно слова включён и выключен не взял в кавычки, так как считаю, что  эти процессы в организме протекают именно так.