Статьи

Есть утверждение, что «гордыня – мать всех пороков». Давайте проанализируем это утверждение. Я приглашаю Вас, уважаемый читатель, поразмышлять над этим утверждением.

Гордыня и гордость это разные понятия или синонимы? В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даётся следующее толкование этим понятиям. «Гордость – 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь. Г. победой. 3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института. 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.

Гордыня – непомерная гордость. Обуздать свою гордыню».

Получается, что различия между гордостью и гордыней количественное, т.е. немного гордости это хорошо, а когда гордости много, то это уже плохо, это гордыня. Как найти ту грань, невидимую черту, за которой положительное качество личности превращается в отрицательное? Как контролировать себя, чтобы гордость не превратилась в гордыню?

А, что, если взглянуть на гордость и гордыню с такой точки зрения: гордость – это чувство удовлетворения, радости, восхищения за кого-то или что-то. «Я горжусь своими родителями». «Я испытываю гордость за свою страну, мой народ, армию, сына, дочь, жену, и т.д. и т..п.». Гордость – это чувство, направленное на кого-то, что-то, за пределами своего «Я».  Разве плохо испытывать глубокое удовлетворение, радость, т.е. – гордость за своих спортсменов, ставших чемпионами, за свою страну, народ, одержавший великие победы? Фундаментом для чувства патриотизма является гордость.

Когда гордость направлена на своё «Я» - это гордыня. Независимо, немного я горжусь собой, своими успехами, своими способностями или чрезмерно. В обоих случаях это гордыня. Гордыня – это чувство собственного превосходства над другими.

А насчёт чувства самоуважения, собственного достоинства, так оно стоит отдельно от гордыни и гордости. Это чувство относится к разряду самоуважения. В этом чувстве нет превосходства над другими. Человек может обладать самоуважением, но не иметь гордыни.

Разграничения смыслов гордости и гордыни является важным в размышлениях о гордыни. В христианстве эти два понятия являются синонимами, пишутся через запятую. Я прочитал некоторые высказывания оптинских старцев о гордыне. У них, у всех, есть твёрдое убеждение что гордость – это однозначно плохо, т.е. гордость понимается как гордыня.

Старец Макарий (1788 – 1860), в миру Максим Николаевич Иванов даёт наставления: «…Гордость же, всем известно, что есть самый богоненавистный порок, против него должно поставить Христово смирение и всегда себя иметь худша всей твари»  (Преподобные Старцы Оптинские. Жития и наставления. Изд. 2-е, исправленное и доп. Оптина Пустынь, 2012, с. 87). Далее, он поясняет: «Тщеславие и гордость – одной закваски, различие же оных такое: тщеславие побуждает высказывать своё благочестие или свой ум, дорожит мнением людей, любит похвалу, склонно к человекоугодию, боится ложного стыда человеческого и подобное. Гордость же обнаруживает себя порывами гнева, смущением, презорством, осуждением и уничижением ближних, надымая душу самомнением и возношением о своих делах и достоинстве, или внешнем или внутреннем. Плод гордости – падение мужей и духовных; и вообще падения людей и жизнь нехристианская и все бедствия человеческие, в отношении души и тела, началом своим имеют гордость» (с. 88).

Старец Моисей (1782 – 1862) говорит о гордости так: «Разве есть благородная гордость? Её нет, а есть одна только гордость бесовская» (с. 131).

Старец Анатолий (1824 – 1894), в миру Алексей Моисеевич Зерцалов: «А гордость страшна тогда, когда не замечаем её, а если замечаем и каемся и сокрушаемся, то Господь не поставит в грех» (с. 285).  

 

Но, давайте представим себе, что у людей совсем нет гордости (как в понимании оптинских старцев). Что тогда будет являться движущей силой человеческой эволюции?  Что заставит человека бежать быстрее другого, прыгать выше или дальше, поднимать штангу тяжелее и т.д.? Что заставит человека построить свой дом лучше, чем у соседей, одеваться красивее, чем другие, сочинить песню, чтобы её пела вся страна, сделать открытие, которое войдёт в историю, приготовить курицу лучше, чем это делает свекровь? Гордыня, как чувство превосходства над другими, является  движущей силой эволюции. Не будет гордыни – исчезнет мотивация заниматься профессиональным спортом, без неё спорт, как вид человеческой деятельности умрёт. Потому, что исчезнет соревновательность, как свойство характера, присущая каждому человеку в той или иной мере.  А соревновательность стоит на чувстве своего превосходства (индивидуального или коллективного) над другими. Получается, что без гордыни человек остановился бы в своём развитии? Увидел в руках у другого копьё, лук или что-либо ещё и ничего. А гордыня побуждает сделать копьё лучше, чем у кого-то, чтобы стрела, выпущенная из лука, летела дальше. Чтобы самолёт был лучше, чем у противника, чтобы корабли ходили по морю быстрее, чтобы в Космос полететь первыми, чтобы подводные лодки были тише и погружались глубже и ещё бесконечное количество «чтобы».

Получается, что гордыня, как чувство превосходства над другими необходима человеку? Тогда она должна быть в каждом человеке с рождения. Давайте, проверим это предположение на примерах из жизни. Вам приходилось в детском саде наблюдать следующее: «Я красивее тебя!»; «Я самый сильный!»; «Моё платье красивее твоего!»; «Мой рисунок лучше всех!»; «Я первый, я первый!». Понаблюдайте за первоклашками на уроках. Что их заставляет так активно и настойчиво тянуть руку вверх и трясти ею, чтобы только его или её спросил учитель? Чувство превосходства над другими - «спросите меня, я лучше других знаю ответ!», «я отвечу лучше!». Вспомните себя в школьные и последующие годы. Олимпиады, спортивные соревнования, споры на «слабо» и многое другое, когда вами руководила соревновательность, состязательность, вами руководила гордыня. А сейчас, когда вы стали взрослым или уже и зрелой личностью, вы можете прожить хотя бы день, чтобы не сделать ни одного осуждения кого-либо? Понаблюдайте за своими мыслями и словами. Осуждения это глас гордыни. Внимательно посмотрите на поступки людей, окружающих вас. Вы увидите, что их поступки питает гордыня.

Если жизнь даёт многочисленные факты, относительно высказанного предположения, тогда предположение становится утверждением. Утверждением того, что гордыня есть в каждом человеке с рождения, как движущей силы к своему развитию. В психологии потребностей человека есть врождённая потребность выделиться, доказать свою уникальность, неповторимость, противопоставить себя социуму. Разве это не гордыня?

Мы в своих размышлениях пришли к убеждению, что гордыня есть в каждом, с нею мы приходим в этот мир. Тогда мы упираемся, как в стену, в противоречие.  В Библии гордыня оценивается только негативно, как самый большой порок, грех человеческий, в тоже время, гордыня есть в каждом, как необходимый мотиватор соревновательности, соперничества, развития отдельного человека и всего человечества. Как объяснить это противоречие? Почему Господь не удалит из нас этот самый страшный порок?  Может быть, мы рождаемся непорочными, свободными от гордыни, а в раннем дошкольном возрасте «заражаемся» этой информационно-энергетической заразой? Тогда почему наш Отец позволил такое?

 

Гордыня появилась в людях со времён «падения Адама и Евы в бездну греха». Змей, искусивший Еву «сорвать яблоко познания добра и зла», фактически, убедил Еву ослушаться Создателя и нарушить данный им запрет «не срывать яблока». Что значит ослушаться? Это означает поставить себя над Богом. Поставить себя над кем-либо, как мы уже знаем, это гордыня. Вот откуда она берет своё начало в каждом из нас, ныне живущем и в каждом, жившем во все времена после «падения Адама и Евы в бездну греха».

«И сказал господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём и будешь есть прах во все дни жизни твоей». (Ветхий завет. Бытие. 3:14).

Естественно, что змей олицетворял собою зло, проникшее в райский сад первых людей. Так и повелось с тех пор – рождаемся мы, а зло уже имплантировано в нас. Вся дальнейшая наша жизнь это либо борьба со злом, контроль над ним, либо дружба с ним. Кто выбирает первый путь, тот эволюционирует, как человек «по образу и подобию Божьему», приближаясь к Отцу небесному с каждым воплощением, накапливая в себе всё больше и больше добра. Кто выбирает второй путь, тот накапливает в себе зло, увеличивает его количество с каждым днём, месяцем, годом своей жизни, тем самым удаляясь от Бога всё дальше и дальше. Однако, Бог не позволяет детям своим удаляться от Него слишком далеко, Он останавливает от дальнейшей деградации методами наказаний. («Ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну» (Мф.5:29-30). О них мы поговорим в завершении этой статьи.

 

Гордость, в том понимании, как мы условились её понимать, т.е. чувство, направленное на кого-либо, что-либо, иногда оказывается не такой уж безобидной. Почему мы гордимся, например, своей страной? Потому, что мы являемся частью этой страны. Это моя страна. Я частица её. Получается, что гордость страной косвенно питает мою гордыню. Гордость, направленная на большое, относится и к каждой частице этого большого. Большое состоит из n-го количества малого. Что свойственно большому, то свойственно и малому, его составляющему.  Если я горжусь своим отцом (матерью, сыном, дочерью, дедом, бабушкой, дядей, тётей, братом, сестрой), то только потому, что это МОЙ отец, то есть я имею отношение к тому, кем горжусь.  Аналогично тому, когда девочка – дошкольница хвастается своим бантом (куклой и др.): «Мой бант красивее твоего!». В этом сообщении два уровня понимания: на поверхностном уровне -  «этот бант красивее того»; на глубинном уровне понимания – «мой бант красивее твоего и это означает, что я красивее тебя». В этом смысле подход к гордости оптинских старцев получается понятным и логичным.

Взрослые недалеко ушли от детей. Мужчины хвастаются своими ружьями, автомобилями, женщины – украшениями, сумочками, туфлями, одеждой. Пожилые люди хвастаются своими детьми, внуками (если есть чем хвастаться). Многие стремятся к получению учёных степеней и званий, чтобы показать своё превосходство над другими. Когда мужчина меняет свой хороший автомобиль, но менее престижный, на премиальный он своему окружению посылает информацию – «ты не можешь позволить себе иметь такой автомобиль, а я могу, значит, я тебя круче, богаче…». Превосходство над другими проявляется и в том, когда мужчина женится на женщине, по возрасту – ровеснице своей дочери. Он посылает миру сигнал: «Вот какой я крутой, если у меня такая молодая жена!». То же самое касается и женщины, взявшей себе в мужья юношу, моложе своей дочери. Она говорит всем женщинам: «А вам слабо?! Я отхватила себе вот какого! Я лучше вас всех!». Желание водителя за рулём обогнать кого-либо, подрезать в основе своей имеет гордыню – «я лучший водитель, чем ты, все вы». Захватившую весь мир селфоманию питает гордыня.  Примеров проявлений гордыни бесконечное множество.  

 

Гордыня и убийство.  

«Не убий» - сказано Моисею Богом на горе Синаии, как заповедь для всех людей. Убийства людей людьми с тех пор меньше не стало. Бесконечные войны между народами, убийства по религиозным мотивам, убийства в быту. Сколько существует человек, столько и существуют убийства себе подобных.

Связь между гордыней и убийством прямая. Гордыня это ощущение, чувство, убеждение своего превосходства над другими, возвышение себя над ними. Именно гордыня рождает желание убить другого, как демонстрация своего превосходства. Подросток, желая доказать своей компании собственное превосходство над ними, выбирает жертву (бездомный, пожилой человек и др.) и убивает ни в чём не повинного человека. Гордыня управляет его мыслями, чувствами, поступками в момент принятия решения и исполнения его.

Убийство, как способ наказать обидчика, также, управляется гордыней. «Почему ему можно тебя обижать? Чем он лучше тебя? Он не знает, кого обидел! Ты проучишь его и отмстишь за причинённую тебе обиду. Ты убьёшь его». «Ты превыше него в том-то и том и на этом основании, ты имеешь право распоряжаться его жизнью по своему усмотрению». Примерно так говорит гордыня в сознании обиженного человека.

Убийство из корыстных побуждений, также, направляется гордыней. «Почему он (она) имеет то, чего не имеешь ты?! Убей его (её) и забери то, что он (она) имеет». «Только лохи работают. Я не лох и не раб, чтобы вкалывать. Пусть они зарабатывают, а я у них всё заработанное отберу».

Как только гордыня в душе человека вышла из зачаточного состояния, она требует своей подпитки поступками человека. Вначале убить насекомое, просто так, из интереса. Не из соображений самозащиты, а из интереса доказательства своего явного превосходства. Затем – убить земноводное, затем, животное. Причём, убить садистки, чем ещё больше доказать самому себе своё превосходство и вытекающее из него право «делать всё, что захочу». В такие моменты зло ликует в душе человека, празднует свою победу над добром.

Убийство людей с целью защиты своей страны от захвата, порабощения, уничтожения это убийство, мотивированное не гордыней, а патриотизмом, гражданским долгом, призывом совести, чести, самоуважения. Равно, как и убийство другого человека в целях самообороны, защиты других людей. Эти убийства вынужденные и не связаны с гордыней. Такие убийства являются проявлением добра.

Огнём можно пользоваться с целью приготовить пищу и накормить кого-либо, обжечь кирпич, чтобы построить дом, а можно огнём уничтожить построенное кем-либо, сжечь посевы пшеницы, убить огнём людей. В первом случае огонь, как бы, «в руках» добра, во втором случае – есть явное проявление зла. Огонь, так же, как и убийство есть инструмент достижения конкретных целей. Только по целям можно отличить – это проявление чего: добра или зла. Два поля, на которых растут растения, из которых получают наркотическое средство. Одно поле засажено с целью получения наркотического средства и дальнейшего его применения в медицине, для спасения людей от болевого шока, нестерпимых хронических болей. Другое поле засеяли, чтобы в последующем, получить деньги от продажи наркотика людям. Понятно, что первое поле засевали люди, мотивированные добром, второе поле – носителя зла.

 

Гордыня и фашизм, национализм.

Фашизм является проявлением гордыни в её гипертрофированном состоянии до максимальных размеров. Фашизм провозглашает превосходство одной нации, народности над другими и на этом основании, присвоение себе права физически уничтожать людей других наций, народностей, как неполноценных, «недочеловеков».

В основе идеологии фашизма находится необузданная гордыня, поразившая, как зараза, большое количество людей и объединившая их общей целью уничтожения «человеческого брака» по праву собственного превосходства над другими.  

Почему до сих пор не дана правовая оценка международного сообщества на заявление президента США с трибуны ООН об «исключительности американской нации» и вытекающем отсюда праве США решать судьбы других государств по своему усмотрению?

 

Гордыня и предательство, измена.

Вспомним один пример предательства. Беленко В., лётчик – истребитель, угнал сверхсекретный МИГ – 25 в Японию 6 сентября 1976 года. МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.

 Беленко был одним из лучших лётчиков-истребителей, отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству.(http://www.kulturologia.ru/blogs/070817/35473/).

"Сумасшедшая амбициозность и вечное чувство, что его недооценивают. Это у него на определенном этапе переросло в некую паранойю самолюбия. Он просто болел тем, что не весь в орденах, что он не обвешан большими звездами, что его не публикуют на первых страницах Красной Звезды, что он не висит на досках почета", - утверждает В. Баранец. (http://fast.fonfast.ru/main/video/669-40-let-pobegu-na-mig-25-viktora-belenko.html).

 Совершив предательство, он попросил политического убежища в США. Своим предательством он нанёс огромный вред СССР, который тогда был оценён в 2 млрд. рублей. Он сломал судьбы многим своим сослуживцам. Некоторых отстранили от полётов, перевели на другие должности. Других уволили со службы после его предательства. Он сломал жизнь своей жене и сыну:

  «- Как вы думаете, почему он угнал самолет?

- Не знаю. Никаких причин не было. Мы жили хорошо, в достатке. Мои родители с Севера, поэтому мы и поехали служить поближе к ним. Хотя писали, что Витя специально искал место ближе к границе и чтобы там были самые последние «МиГи».

Пять лет мы прожили душа в душу, у нас рос сын. У Виктора были перспективы на службе. Зачем ему улетать? Чем бы он мог там заняться - максимум ему бы доверили спортивный самолет.

- Неужели он и сыну ни разу не звонил, не писал?

- Ни разу. Сын уже взрослый. Ему 33 года. Когда он спрашивал об отце, я от него ничего не скрывала, но всегда говорила, что его папа был лучшим на свете.» (http://fast.fonfast.ru/main/video/669-40-let-pobegu-na-mig-25-viktora-belenko.html).

Причина была одна и главная – гордыня. Она свербила сознание Беленко – «ты достоин большего!», «тебя недооценивают», «докажи им на что ты способен». Вот он и доказал.

 

Гордыня и воровство.

Если рассматривать воровство, как образ жизни, тогда, именно гордыня не позволяет вору работать. Работа для него является «ниже его достоинства». «Я не вол, чтобы пахать, пусть другие пашут, вкалывают». Для людей, не являющихся «профессиональными» ворами, но не проходящих мимо того, «что плохо лежит», их воровство, также, «замешено» на гордыни. Однажды, на свадьбе, я услышал слова поздравления в адрес молодожёнов, которые закончились такой фразой: «А я воровал и буду воровать!». В этой фразе была интонация своего превосходства, что он умеет воровать. Слова были сказаны с чувством гордости за такую свою способность.  Позднее я поинтересовался у родственника того вора о смысле его слов про воровство. Мне пояснили, что этот человек «вовсе не вор», что он не имеет судимости, а сказал свои слова потому, что в определённых кругах умение украсть считается достоинством, возвышающим такого человека над теми, кто не способен украсть.  Опять торчат рожки гордыни.

 

Гордыня и зависть.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Досады от чего? От того, что другой смог. А чем он лучше меня? Именно гордыня заставляет испытывать досаду. Вспомните советский фильм «Золушка». В нём ярко показана зависть сводных сестёр золушки, когда туфелька подошла ей, а не им. «Какая-то там золушка станет принцессой?!». Они золушку за человека не считали, а тут вдруг ей так повезло. Их гордыня проявлялась в высокомерии, надменности по отношению к золушке. Когда нет гордыни, тогда успех, благополучие другого человека либо безразлично, либо радует, если с этим человеком имеются эмоциональные отношения.

 

Гордыня и упрямство.

Упрямство – крайняя неуступчивость, несговорчивость, настаивание на своём, даже, если есть понимание, что это своё неправильное, ошибочное, нерациональное, нелогичное. Упрямец будет настаивать на своём, даже когда его упрямство ему вредит.

Упрямство стоит отличать от упорства. Упорство – последовательность и твёрдость в осуществлении чего-нибудь. Упорный человек руководствуется большой силой воли в достижении своей цели. Упрямый человек руководствуется своей гордыней. Упрямому отказаться от своего нельзя потому, что тогда он признается в своём поражении (как он считает). Признать своё поражение, для упрямца означает то же самое, что признать превосходство другого над собой. Не признать правоту, рациональность другого мнения, решения, а именно – превосходство над своим мнением, решением. Упрямый – значит, поражённый гордыней. Упрямец всегда чувствует своё превосходство над кем-либо. Лозунг упрямца – «есть моё мнение, а все остальные неправильные». Дословно – «я лучше всех вас».

Упорный, если не согласен с другим мнением, предложением, решением, то он спокойно, рассудительно, аргументировано будет отстаивать свою точку зрения. Когда же он услышит, увидит убедительные доказательства ошибочности своего мнения, он согласится, что ошибался. Ему не трудно признавать свои ошибки и он это делает. Просит извинить его, если извинение уместно. Упрямец же, не умеет спокойно отстаивать свои убеждения, он легко «выходит из себя», «заводится с пол-оборота», либо включает сарказм, от дела переходит на личность. Гордыня не даёт ему оставаться спокойным – «ещё будешь меня учить!?!», «умник нашёлся!?!», «кто ты такой, вообще? твоё имя «никто» и зовут тебя «никак»». Упрямцу отказаться от своего равносильно уронить корону с головы.

 

Гордыня и жадность, скупость.

Чтобы отдать что-то другому человеку, то есть, подарить, нужно, как минимум, воспринимать другого человека, как равного себе. Во-вторых, нужно иметь эмпатию – способность почувствовать то, что чувствует другой человек, поставить себя на его место. В - третьих, нужно быть просто добрым человеком. Ни того, ни другого, ни третьего нет у человека, поражённого гордыней нет. Гордыня и жадность – это мать и дитя.

 

Гордыня и лень.

«Не царское это дело – работать». В русских народных сказках все лентяи гордецы. Гордыня шепчет гордецу: «Не соглашайся на эту работу, ты достоин лучшей работы. Не смей опускаться до такой грязной работы. Пусть другие её делают. Эта работа не достойна твоего уровня». Человек, наполненный гордыней, не станет добровольно помогать другому, он лучше отдохнёт, а чаще всего, он будет указывать, как правильно делать.

 

Гордыня и трусость.

Гордец очень любит себя, он ярко выраженный эгоист,  поэтому, он не станет рисковать своим здоровьем, жизнью в ситуациях, которые требую смелого поведения. Смелость для того и нужна, чтобы преодолеть страх погибнуть, получить увечье, лишиться чего-либо. Гордец в такой ситуации либо включит ложь, чтобы скрыть свою трусость, либо он переведёт стрелки на другого: «Ты это сделай, а я тебя подстрахую». Естественно, ни какой страховки он не обеспечит.

 

Гордыня и критика, осуждение.

Это самая распространённая парочка. Критиковать, осуждать кого-либо мы все хорошо умеем. Нас этому никто не обучал, но получается это очень хорошо. Гордыня нас заставляет делать это. Критикуя, осуждая, мы автоматически поднимаем себя над тем, кого критикуем или осуждаем. Ощущая себя над ним, мы ощущаем своё превосходство над ним. Если я критикую, значит я могу лучше чем тот, кого критикую. Если я осуждаю кого-то, то этим я показываю своё превосходство над ним. «Я лучше тебя в том-то, поэтому имею право осуждать».

Причём, мы не замечаем противоречия. Когда критикуют президента, губернатора или кого-либо ещё на высоком и ответственном посту, то получается, что критикующий может лучше справляться с функциями президента, губернатора и т.п., если он его критикует. Если отец критикует сына, дочь за какую-либо работу, значит, он имеет моральное право критиковать. Это право даёт ему умение выполнять ту же работу значительно лучше. Так же, когда тренер критикует своего подопечного спортсмена. Критика подразумевает то, что критикующий сделает это лучше, чем тот, кого он критикует.  Вы способны управлять страной лучше, чем президент, городом, районом, чем глава? Если на этот вопрос утвердительный ответ «да», тогда гордыня ещё больше, чем ожидалось. Вы великолепно управляете собой, искоренили у себя все пороки? Вы безупречны в мыслях, проявлении эмоций, в поступках? Вы навели полный порядок в своей семье? Вы не совершаете ошибок в своей работе? Если на эти вопросы отвечаете «нет», тогда какое имеете право осуждать, критиковать кого-то за то, в чём сами ничего не умеете, а возможно и ничего не знаете. Гордыня, имплантированная в нас с рождения, даёт нам такое право.  

Посмотрите на поведение болельщика, лежащего на диване, со свисающим с дивана животом, критикующим спортсмена на поле. Он и малой доли от того, на что способен спортсмен, не сможет сделать, тогда почему он осуждает ошибку спортсмена.  В этот момент в нём говорит, возмущается, кричит гордыня. Досада – да, а критика, осуждение спортсмена за ошибку нелогичны, неправильны. Чтобы его критиковать, нужно быть на уровень выше него. Если он мастер спорта, то вы – мастер спорта международного класса.

Что же, теперь, не критиковать вовсе никого? Если не критиковать, тогда не будет прогресса. Критика, если она конструктивная и не унижающая личного достоинства того, кого критикуют, мотивирует критикуемого стать лучше, сделать лучше. Без критики мы не становимся лучше. Поэтому, доброжелательная и конструктивная критика нужна и полезна. В этой статье мы размышляем о гордыни. Критика, в которой содержится гордыня критикующего, всегда прямо или косвенно унижается достоинство критикуемого и показывается превосходство критикующего.

 

Гордыня и богатство.

Иисусу принадлежит высказывание относительно богатых: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.:19:23).

Богатство раздувает гордыню в душе человека подобно ветру, раздувающему пламя пожара. Богатство – кратчайший путь к ощущению своего превосходства над другими. Чем богаче становится человек, тем больше его гордыня.

Желать себе и детям своим надо не богатства, а достатка. Богатство - есть избыток. Достаток – есть «золотая середина» между бедностью и богатством. Достаток – от слова «достаточно», т.е., в самый раз, больше не надо.

Мне приходится иногда консультировать и лечить богатых людей. Вы бы знали, как тяжело с ними общаться. У них, у всех, один и тот же стереотип мышления – «всё можно купить». Они смотрят на мир через купюры. Для них всё в мире имеет свою цену. Другого мира они не видят, не чувствуют, не осознают.

Психотерапия это взаимодействие, сотрудничество психотерапевта и пациента, т. е пациент в психотерапии должен работать. Психотерапевт направляет, ведёт, корректирует пациента и психотерапия происходит внутри пациента. Богатые же не желают работать, они не понимают того, что я сказал в предыдущем предложении. Они мыслят иначе – «я заплатил тебе, давай работай, я жду результата».

 Общаться с богатыми неинтересно. Всё их общение обязательно, из любой темы, соскользнёт на своё чувство превосходства над собеседником. Богатый оживляется только при разговоре на тему кто богаче его и как того догнать. Всё - равно, что алкоголик оживляется при обсуждении спиртных изделий. Аналогия богатого с алкоголиком оправдана. И у того, и у другого болезненная зависимость от своего наркотика. И тот, и другой чем дальше, тем больше теряют себя.

 

 

В результате наших размышлений, мы убедились, что народная мудрость про мать всех пороков оказалась верной. Теперь, есть смысл поговорить ещё о двух аспектах этой темы, имеющих практическое значение для каждого человека.

Любая гордыня наказуема. Наказуема Богом.

Наказание гордыни I уровня.

Это самое лёгкое наказание. Оно проявляется в  блокировании желаемых социальных благ. Гордецу недоступна реализация, удовлетворение его социальных потребностей

.

Пример первый. Женщина мечтает о хорошем муже, а в её жизни либо алкоголики, либо тунеядцы, либо «ни то, ни сё». Она спрашивает меня:  «Почему мне достаётся только мужской хлам? Неужели я не достойна настоящего мужчины?».

- Да. Пока вы не достойны такого мужчины, о котором мечтаете. У вас ещё слишком большая гордыня. Усмирите её и в вашей жизни начнутся приятные перемены.

Пример второй. Молодой мужчина сильно расстраивается от того, что не может найти желаемую работу (он инженер – программист). Мне понятна причина, по которой он не может длительное время обрести работу. Конечно же, это выраженная гордыня в его душе. Я предлагаю ему путь по смирению своей гордыни:

- А может быть вам, временно поработать не по специальности? На неквалифицированной работе, например грузчиком, продавцом–консультантом, заправщиком на АЗС.

- Зачем же я тогда пять лет мозги свои сушил в институте, чтобы пойти на такую работу? Нет уж!

- Вы не получите желаемой работы до тех пор, пока не усмирите свою гордыню. Если бы вы пошли работать тем, кем вы считает работать для себя позором, наверняка, вскоре, вам подвернулась бы отличная работа по вашей специальности.

 

Пример третий. Разговаривают две женщины. Одна остановила другую и говорит ей:

- Ты, знаешь, Рая, что ваш сын и моя племянница дружат? У них любовь большая. Ваш Славик голову потерял от нашей Светочки. Может, скоро родственниками станем?

- Ты, Любка, губу-то не раскатывай. Никогда мой Славик не женится на твоей шлюшке. Не пара она ему. Она ногтя моего Славика не стоит.

Прошли несколько лет. Славик женился на своей первой любви, которую его мать считала «шлюшкой». Родились двое внуков у той женщины, гордыня которой была наказана через вынужденное принятие того, чего не хотела и не могла принять.

 

Пример четвёртый. На пляже беседуют две приятельницы. Одна другую спрашивает:

- Ваш Андрей дружит с кем-нибудь?

- Нет. Встречается с одной из неблагополучной семьи. Только у него это несерьёзно, так временно, баловство.

- А если затянет и он скажет, «мама, я женюсь»? Если она из неблагополучной семьи, тогда почему ты ему не запретишь с ней встречаться?

- Но ему же надо на ком-то тренироваться в сексе. Вот пусть на ней и тренируется. (Обе смеются). Опыта наберётся, да и бросит.

- Она ему как бы, в роли тренажёра. (Громко смеются).

Прошло немного времени. Андрей женился на той, которую его мать считала «тренажёром для секса». Через семь месяцев родился их единственный внук. Прошло некоторое время и родители Андрея поняли, что у их внука психическое недоразвитие. Андрей заболел тяжёлым психическим заболеванием. (Заболевания у сына и внука относятся к разряду наказаний второго уровня, здесь этот пример приведён по аналогии с предыдущим примером).

 

Пример пятый. Младший брат говорит старшему брату:

- У меня жена будет только с высшим образованием и первая красавица.

 - А если тебе понравится женщина со средним специальным образованием, ты на ней не женишься из-за своего принципа?

- Не женюсь, никогда! Такая не достойна быть моей женой!

Прошли годы. Младший брат женился на женщине «под тридцать», которую никто не брал в жёны из-за её тяжёлого характера и непривлекательной внешности. Конечно же, уважаемый читатель, догадался, что её образование было среднее, ни какой специальности она не имела.  

 

Наказание гордыни II уровня. К наказаниям второго уровня относится блокировка в проявлении своего таланта, способностей.

Пример. В восьмидесятые годы, чуть ли не из каждого магнитофона звучали песни одного очень талантливого композитора. Его даже назвали «доктор-шлягер». Каждая его песня становилась любимой в народе. Их до сих пор слушают и ещё долго будут слушать. Красивые, содержательные, душевные песни. Под них можно грустить или веселиться, танцевать или просто отдыхать. Этот талантливый человек живёт и сейчас. Но в его репертуаре нет ни одной новой песни, вот уже лет тридцать. Он поёт с больших сцен свои ремиксы. Почему этот композитор не способен написать ни чего нового, даже близко к тому, что он творил в восьмидесятые?  Его мозг не атрофировался. Он ещё выглядит бодрым, энергичным. Однажды, в телевизионной программе «Пока все дома» я увидел этого композитора в домашней обстановке. В разговоре со своей женой у него выявилась такая мощнейшая гордыня, такой снобизм, такой нарциссизм. Вот тогда мне стало понятно почему у него нет новых шлягеров. Бог закрыл ему доступ к вселенскому банку информации. Господь, как бы сказал ему: «Ты уверен, что все песни написал именно ты. Хорошо, я отойду в сторону, а ты сочиняй».

Мне известен один российский поэт, ныне живущий. В этом году ему исполнилось 82 года. Он творит до сих пор. Из под его пера выходят и выходят прекрасные, талантливые стихи. Издаются новые сборники. Его стихи переведены на многие языки мира. Почему ему Господь не закрыл возможность сочинять? Как-то в одной телепередачи, этот поэт сказал: «Я просто записываю то, что мне, Бог позволяет записать. Это не я сочиняю, а Бог через меня пишет эти стихи, я простой писарь».

Уловили разницу в мировоззрениях двух талантливых людей? Первому гордыня затмила глаза. Второй имеет правильное восприятие своего творчества. Второй благодарен Богу за всё, что имеет в своей жизни, благодарит Бога за каждое своё новое стихотворение и продолжает получать всё новые и новые стихи.   

 

Наказание гордыни III уровня.

К наказаниям третьего уровня относятся заболевания, травмы, увечья. Заболевания унизительные, постыдные для гордеца: венерические, туберкулёз, кожные, бесплодие, импотенция, алкоголизм, наркомания, психические заболевания, недержание мочи, кала, газов.  

Как правило, эти заболевания не поддаются лечению. Кто бы ни лечил и чем бы ни лечили – результата нет. Пациенты – гордецы ходят по врачебным кабинетам, как по мукам (это ли не наказание), тратят большие суммы денег на своё лечение (лишаются денег, как основного инструмента гордыни), но всё напрасно. Для врачей такие пациенты самые трудные. На первом приёме они негативно отзываются обо всех предыдущих врачах, показывают своё негодование «плохим лечением». Они открыто льстят новому врачу, говоря, что он для них «последняя надежда». Но очень скоро, они уже поливают грязью этого врача, который совсем недавно был «последней надеждой». Пациенты-гордецы вечно недовольные, брюзжащие, обвиняющие всех и вся, но только не себя любимого.

 

Пример первый.  У меня есть статья «Причина и следствие». В ней я рассказал историю, которую озаглавил «Прикладом автомата по голове». Эта история является ярким примером наказания третьего уровня.

 

Пример второй. Красивая молодая женщина врач. Её внешние данные родили в её душе гордыню. Она снисходительно–иронично смотрела на своих коллег женщин. В её взгляде, как бы, читалось – «ты откуда такая взялась?!; с такой внешностью надо сидеть дома». С пациентами разговаривала уважительно, доброжелательно, но когда они выходили из ординаторской, она своей мимикой демонстрировала чувство отвращения, брезгливости. Относительно многих людей, о которых она беседовала с таким же гордецом, она отзывалась иронично, высокомерно. Высокомерие было её отличительной чертой. Спустя несколько лет я узнаю, что она не работает врачом, так как перенесла в тяжёлой форме туберкулёз лёгких и находится на инвалидности. Все, кто знал её недоумевали – «откуда у неё туберкулёз? как такое возможно?». Молодая, красивая энергичная, цветущая и вдруг туберкулёз?!?

 

Пример третий. Старшеклассник – красивый юноша, атлетическая фигура, девчонки «голову теряют» от него, одноклассники смотрят на него с завистью. Семья богатая. У отца гордыни столько, что можно взаймы другим давать. Парень регулярно тренируется, поэтому сформировал красивое тело. Считает  себя «звездой» класса. Заболел «синдромом раздражённого кишечника». Постоянно испытывает позывы на опорожнение кишечника, независимо, от того только, что оправился или прошло время. Постоянный страх выпустить газы. Где только не обследовали его и не лечили – ничего не помогает. От ощущения безнадёжности стали посещать суицидальные мысли.

 

Наказание гордыни IV уровня. К наказаниям третьего уровня относятся лишение свободы, смерть или увечье эмоционального близкого, дорого человека.

Пример первый. В статье «Причина и следствие» есть рассказ «Да не верю я ни в чёрта, ни в Бога». Этот рассказ трагической истории одной женщины является примером наказания четвёртого уровня.

В другой статье я уже говорил о том, почему человек не верит в Бога. Ему гордыня не позволяет верить. Признать существование Бога, уже означает веру в то, что Бог существует. Если Бог существует, тогда содержание Нового Завета придётся принять, как факт, а это заставит принять всемогущество Бога и собственную ничтожность. Как гордецу распрощаться с идеей своего могущества, своего превосходства? Те, кто не могут, те и не верят. Некоторые из них получают такие страшные наказания.

 

Пример второй.  Несколько лет тому назад, один мужчина в разговоре с другим мужчиной произнёс следующее: «Ты кто? Ты ни кто. Я для тебя всё. Я для тебя и Бог и царь, и прокурор. Захочу – лишу тебя жизни, а захочу – будешь жить. На меня молись, а не на Бога. Ты всё понял?!». Уже несколько лет этот «бог и царь» находится за колючей проволокой, и находиться там ему ещё долго.

 

Наказания не обязательно идут последовательно, после первого уровня второй, после второго третий. Может быть сразу третий или четвёртый. Может длительное время быть второй.

 

Коррекция своей гордыни.

 

Отношение Бога к гордыни отражено в Библии.

«…Гордость и высокомерие…я ненавижу» (Притчи 8:13).

 «Придёт гордость, придёт и посрамление, но со смирением – мудрость» (Притчи 11:2).

«Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Притчи 16:18).

 «Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притчи 16:19).

«Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притчи 29:23).

Скромность – лучшее лекарство от гордыни. Сейчас можно часто слышать утверждения, что «время другое и ценности другие, скромность нынче не в цене. В цене предприимчивость, беспринципность, практицизм, наглость». Не согласен с такой точкой зрения. Эгоистичных, беспринципных, наглых  людей стало значительно больше, особенно в столице и других больших городах. Но это не означает, что скромность упала в цене. В коллективном бессознательном нашего народа (про другие народы не знаю) запрос на скромность  высок. Вот появился на сцене талантливый певец, поёт хорошие песни. Народ его «поднимает на руках». Но, как только из любимца публики начинает выпячиваться гордыня, народ свою любовь к нему забирает назад. Это ли не доказательство высокой востребованности скромности.

Смирение – прекрасное лекарство от гордыни. Примером смирения своей гордыни я хочу закончить эту статью.

История одного мужчины. Мужчина имеет старенький, недорогой автомобиль отечественного производства и с завистью смотрит на проехавшую мимо белоснежную тойоту, за рулём которой   сидит молодой мужчина, лет двадцати. Он с обидой, досадой, даже – злостью, говорит:

- Чем он лучше меня?! Ему ещё тридцати лет нет, а он уже за рулём дорого японского кроссовера. Мне до конца жизни не заработать на такой. Почему ему можно, а мне Бог не даёт?

- Может потому, что он заслужил, а вы нет?

- Как это не заслужил!?! Чем он лучше меня? Что он дал этому миру? А сколько я уже принёс добра в этот мир, сколько полезного сделал! Что этот юноша сделал доброго, хорошего в своей жизни, в сравнении со мной?!

- Да, вы принесли людям много добра, это не обсуждается. Но может быть, есть причина, по которой Господь не даёт вам желаемого? Вы об этом не думали?

- Не думал. Вы знаете эту причину?

- Как мне кажется, у вас большая гордыня. Вот Бог и наказывает вас тем, что не позволяет вам иметь то, о чём вы мечтаете. Укротите свою гордыню и получите желаемое.

- Как я получу, если на мою зарплату мне никогда не купить такой автомобиль?

- Вы получите это чудесным образом. Сейчас у вас нет ни малейшего представления о том, как такое может произойти. А вы и не думайте об этом. Вы думайте о том, как гордыню укротить, а Бог сам найдёт способ, чтобы вы купили себе желаемый автомобиль.

Мужчина задумался и сосредоточенно молчал несколько минут.

- А как её укротить?

- Смирением. Смиритесь с тем, что вы имеете и поблагодарите Бога за то, что имеете. Смириться это значит искренне принять обстоятельства, которые до сегодняшнего дня вызывали у вас отторжение. Смирение является лучшим лекарством от гордыни. Об этом знали наши предки, поэтому и говорили «чем богаты, тем и рады». Радоваться тому, что имеем.

- Я должен как-то по- другому мыслить или нужно что-то говорить себе? Как искренне смириться с тем, что я имею тот автомобиль, который у меня есть?

- Когда вы будите готовы сказать самому себе следующую фразу, скажите её искренне, это самое главное. Фраза, например, такая: «Я рад и благодарен Богу за то, что имею автомобиль! Другие и такого автомобиля не имеют. Спасибо тебе, Господи, что ты мне дал этот автомобиль!».  Произнесёте  слова искренне, значит, примите горькое лекарство от своей гордыни. Начнётся процесс излечения. Только не ждите, что назавтра у вас во дворе будет стоять новый автомобиль. Вы просто живите с радостью от своего автомобиля и благодарите Бога за него и за всё, что Он вам даёт каждый день. Когда вам можно будет дать другой автомобиль, но так, чтобы этот автомобиль не возродил гордыню в вашей душе, Бог сам решит. Вы об этом не думайте. Думайте о том, чтобы усмирять свою гордыню каждый день.

Мужчина глубоко задумался. Ничего не сказал. Он пришёл домой и пересказал этот разговор своей жене. Прошло несколько дней или недель. Он сидел за столом и ему в голову пришла мысль, что действительно, он знает многих людей, которые не имеют того, что имеет он. Он искренне, как-то глубоко чувственно, сказал: «Господи, спасибо тебе, что я имею мой автомобиль!». Когда он поехал с женой в магазин, то встречавшиеся ему тойоты, ниссаны уже не вызывали зависти, он смотрел на них как-то по-другому, спокойно, что ли.

Спустя полгода он поменял свой старенький автомобиль на более лучший и искренне благодарил Бога за приобретение. Через два года он купил себе первую тойоту в своей жизни. Ещё через два года он поменял тойоту на более молодую, лучше прежней. Затем был ещё автомобиль. Через несколько лет, после того запомнившегося на всю жизнь разговора, он купил себе в салоне новый японский кроссовер, о котором мечтал. При этом его профессиональная деятельность осталась прежней, той же, когда он ездил на стареньком дешёвом автомобиле.