Статьи

Родителей никто не обучал, как правильно воспитывать своих детей, поэтому, они, родители, воспитывают так, как считают нужным. При таком подходе к воспитанию ребёнка совершается большое количество ошибок. К сожалению, эти ошибки при воспитании ребёнка, дадут о себе знать спустя лишь годы или, даже, - десятилетия. Каждый родитель воспитывает по - своему и у каждого родителя можно найти ошибки в его воспитании сына или дочери. Но, есть ошибки при воспитании ребёнка, которые распространенные, то есть, повторяются многими родителями. О таких распространённых ошибках воспитания ребёнка в семье и пойдёт речь в этой статье. Вначале описывается ошибка при воспитании, затем, приводятся причины, её вызвавшие и, в завершении анализа ошибки при воспитании, предлагается возможное решение. 

1 – Ребёнок – дошкольник неуправляем родителями. Они ему говорят «не делай!», а он делает, «не ходи», а он идёт и т.п. Наоборот, ребёнок управляет родителями. Он кукловод, а они его марионетки. Они исполняют все его «хочу». А если не исполняют – он им устраивает «концерт».

Причины: Нет наказания и поощрения, как единой системы воспитания, или ребёнок совсем не знает наказаний.

Решения: Переломить ситуацию. Начать наказывать, как описано в соответствующей главе и, тем самым, начать управлять ребёнком. Он должен исполнять просьбы и требования родителей, а не наоборот. Тогда воспитание ребёнка «встанет с головы на ноги».

 

2 – Противоречивые требования к ребёнку. Отец сказал одно, а мать противоположное. Родители потребовали, а бабушка или дедушка выполнили за ребёнка то, что требовалось от него. Один родитель наказал, а другой снял наказание.

Причины: Нет согласия в семье, либо между родителями ребёнка и родителями родителей. А, может, и нет семьи, как единой и взаимосвязанной социальной структуры, где «один за всех и все за одного».

Решения: Договориться родителям между собой и принять единую линию воспитания. Если один родитель наказал, то только он может снять наказание, но ни в коем случае – другой родитель. Ребёнок должен усвоить, что родители всегда единого мнения насчёт его воспитания. Родители могут спорить между собой по поводу ребёнка, ругаться, но только так, чтобы ребёнок об этом не знал и не догадывался. Если бабушка (дедушка) не желают слышать родителей ребёнка, что они своим неправильным подходом к воспитанию только портят ребёнка - минимизируйте общение ребёнка с бабушкой (дедушкой), не оставляйте их одних, пусть общаются только в присутствии родителя. Лучше испортить отношения с родителями своими или супруга, чем испортить ребёнка. Из двух зол это меньшее зло.

 

3 – Ребёнок спит в одной постели с матерью, а папа спит отдельно.

Причины: 1) У мамы высокая тревожность, она сама боялась спать одна в детстве и, желая понять своего ребёнка, переносит на него свои личные проблемы из прошлого или настоящего. 2) Мама, таким образом, отодвигает мужа, используя ребёнка, как инструмент, чтобы не спать с мужем в одной постели. Мама не испытывает тёплых чувств к мужу, у неё проблема с сексом.

Решения: Независимо, решила жена дальше жить со своим мужем или нет, ребёнка переложить в свою кровать, как бы он этому не сопротивлялся. В любом случае, причина 1 или 2, маме показано обратиться за помощью к психотерапевту, а может и сексопатологу.

 

4 – Мама купает сына 5-6 лет. В одной рекламе насосов для воды этот пример и показан.

Причины: Мама не растёт вместе со своим ребёнком, затормозилась в прошлом. Как она купала своего сына, приехав из роддома, так и купает, хотя ребёнок уже вырос, а она продолжает считать его маленьким.

Решения: Научить сына купаться самому. Воспитывать у сына стеснительность и самостоятельность.

 

5 – Родитель дал задание ребёнку, но сам выполнил за него это поручение.

Причины:  «Я лучше сделаю (быстрее, качественнее)», «нет времени ждать, пока он сделает». Отсутствие терпения у родителя и понимания смысла воспитания. Кто бы сомневался, что мама выполнит лучше и быстрее, чем ребёнок. Но, мама не будет с сыном или дочерью всю жизнь рядом, и делать всё за них.

Решения: Родителю набираться терпения, выдержки. Уяснить для себя – вы воспитываете (т.е. подготавливаете к взрослой и самостоятельной жизни ребёнка) или намеренно ставите его в зависимость от себя, чтобы он всегда нуждался в вашей помощи, был беспомощным, несамостоятельным. А если вы рано умрёте, такое бывает в жизни, как тогда ребёнок выживет в этом мире?

 

6 – Родитель (родители) называют своего ребёнка «зайка», «кисонька», лисичка», рыбка» и т.п.

Причины: Недопонимание родителем значения слов на программирование бессознательного, а значит – судьбы, характера, сценария жизни. Легкомыслие родителя или низкий интеллект.

Решения: Навсегда отказаться от обращений к ребёнку с использованием слов животного, птичьего, рыбного содержания. У ребёнка есть своё имя, и каждое имя имеет уменьшительно – ласкательные склонения. Использовать либо имя ребёнка, либо обращение к нему – «сынок», «доченька». Называя мальчика «зайчиком» или «рыбонькой», не удивляйтесь, если через несколько лет обнаружите у сына трусливость, как у зайчонка (вы же программировали его стать зайчонком, вот он и стал), либо молчаливость, как у рыбы. По этой же причине нежелателен новогодний костюм зайца, пирата (бандита) и другого персонажа, которым вы бы не хотели видеть своего ребёнка в будущем.

 

 7а – Ребёнка превозносят над всеми другими членами семьи. Словами, поступками постоянно внедряют в сознание и бессознательное, что он в семье самый главный, самый важный. Таким воспитанием родители формируют эгоиста, истерика, требующего постоянного внимания к своей персоне. Через некоторое время, такой «зазвездившийся» ребёнок – подросток, наступит на горло своим родителям, требуя от них удовлетворения своего «хочу». Причём, ни жалости, ни сострадания у него к своим родителям, да и другим людям  не будет.

Причины: «Слепая» любовь к ребёнку. Нет понимания родителями, к чему приведёт их «слепая» любовь. «Не ведут, что творят». Глубокие личностные проблемы у самих  родителей.

Решения: 1) Поставить ребёнка на его место в семье – он равный член семьи, ничем не лучше мамы и папы (других членов семьи). Ничего, что он маленький, это поправимо, через несколько лет он станет большим. 2) Родителям решать свои личностные проблемы с помощью психотерапевта, психолога.

7б – Ребёнку прививается мысль, убеждение, что он лучше всех других детей. При этом, за основу такого утверждения берутся внешние данные ребёнка, его интеллектуальные способности, способность к чему – либо, воспринимая родителями, как одарённость. Либо,  без всяких оснований,  просто - «ты лучше всех». Ребёнок чётко усваивает эту парадигму, и начинает поступать, соответственно этому образу своего Я. В его характере появляются высокомерность, надменность, эгоцентризм, равнодушие к проблемам, страданиям других людей, животных. По прошествии лет, как правило, это одинокие люди, разведённые (иногда неоднократно), или не бывшие в браке потому, что «не было достойного (достойной». Фактически, формируется психопатическая личность, с выраженным нарциссизмом, жить рядом с которой невыносимо трудно.

Причины:  Родители, воспитывающие ребёнка в такой форме, по сути, сами считают себя лучше других людей. гордыня родителя (родителей) – основная причина.

Решения: Родителю нужно осознать, что он является носителем порока (зла) и этот же порок прививает своему ребёнку. Гордыня всегда наказуема -  алкоголизмом, наркоманией, тюрьмой, тяжёлыми инвалидизирующими увечьями, болезнями, не поддающимися излечению, бедностью и ещё рядом человеческих несчастий и страданий.

 

8 – Слишком высокие требования к ребёнку  - «ты должен быть самым лучшим во всём!». Быть всегда и во всём лучшим не может никто. Значит, воспитывая в таком направлении своего ребёнка, они закладывают «мину замедленного действия». Рано или поздно, ребёнок надорвётся быть лучшим и  даст срыв по психическому или психосоматическому варианту. Такого ребёнка ждёт лечение в психиатрической больнице или в больнице общего профиля. Или завершённый суицид, как выход из тупика – «неоправдавшего надежд родителей».

Причины: Собственные комплексы неполноценности такого родителя. Свою проблему с нереализованным Я, родитель желает решить за счёт ребёнка, причём, методом гиперкомпенсации.

Решения: Такому родителю следует пойти на личную психотерапию и после неё, начать воспитывать ребёнка правильно, не надрывая его возможностей психики.

 

9 – Ребёнок воспитывается только методом наказаний и, очень редко, используются методы поощрения. Формируется 1) боязливая, тревожная, несамостоятельная, безинициативная личность; 2) озлобленная, агрессивная, протестная личность, выбирающая криминальную направленность. 

Причины: 1. Отсутствие любви к ребёнку; 2. Один из родителей служит под погонами и у него произошла профессиональная деформация личности. Второй родитель (мать) боится этого служаку, чтобы не было конфликтов в семье. 3. Родитель, практикующий такой подход в воспитании, является психопатом.

Решения: По первой причине – терпеть, пока ребёнок не вырастет, а пока он растёт, в качестве компенсации давать ему больше любви своей. По второй причине  активно противостоять таким методам воспитания мужа. Семья – не армия и не казарма. То, что применимо там, не применимо в семье. По третьей причине лучшим выходом будет являться развод, либо коррекция агрессивных проявлений мужа в адрес ребёнка психотропными лекарствами по назначению психиатра (если муж согласится на лечение).

 

10 – Ребёнок проявляет агрессию к родителям, предметам, животным, ровесникам (или избирательно к перечисленному), а родители не принимают каких – либо мер по нейтрализации агрессии. Иногда, отец, даже поощряет такую агрессию.

Причины:  Психическое заболевание у ребёнка либо невротического уровня, либо более серьёзного.

Решения: Лечение ребёнка у психотерапевта (врача, но не психолога) или у психиатра с применением психотропных лекарственных средств.

 

11 – а) Ребёнок (3,5 4 года и старше) отстранён от участия в семейных праздниках. Не готовится к поздравлению члена семьи – именинника, маму с женским днём, папу – с мужским днём, маму и папу с новым годом.

б) В семье вообще не отмечаются дни рождения и другие праздники и не дарятся подарки друг другу.

Причины:  а) У родителей нет осознания, что ребёнка стоит воспитывать быть внимательным, уметь дарить радость другим членам своей семьи. б) Члены некоторых религиозных сект не отмечают свои дни рождения и дни рождения своих членов семьи, якобы, это поощряет гордыню. Глубоко дисгармоничная семья.

Решения:  а) Прививать у ребёнка умение дарить радость через подарок. Помогать ему подготовить подарок, или выбрать его в магазине ( в зависимости от возраста ребёнка). б) Решения нет, пока семья находится в секте.

 

12 – Родитель (чаще мама) готовит уроки вместе с ребёнком – школьником. Такое бывает часто с первого класса и до выпускного.

Причины: 1) Не проведена психологическая подготовка ребёнка к школе и самостоятельному овладению знаниями.  2) Родить больше думает о себе, чем о будущем своего ребёнка – «он не выучит и получит двойку, а я буду краснеть на родительском собрании», или что – то подобное.  3) Инфантильный (незрелый) родитель, не понимающий своей роли, как родителя в воспитании ребёнка, в том числе, воспитания умения ребёнком преодолевать трудности, находить решения самостоятельно, надеяться на себя.

Решения: Отстраниться от выполнения домашних заданий и предоставить ребёнку выполнять их самостоятельно. Помогать в решении трудной задачи, проверить сочинение и т.п. нужно, но только после того, как эту работу уже проделал сам ребёнок. Учится он, а не родитель. Через трудности в учёбе развивается его головной мозг, его психика, формируется его воля, характер, сама личность.  Не оказывайте ребёнку медвежью услугу.

 

13 – Отец сложил с себя все обязанности по воспитанию своего ребёнка на свою жену, ссылаясь на свою загруженность на работе или другие причины.

Причины: 1) Низкий интеллект у отца и он боится выглядеть перед ребёнком несостоятельным; 2) Отец ленив, боится  или избегает трудностей; 3) Безответственный не созрел до роли отца; 4) Семья для него безразлична, он живёт своей жизнью.

Решения: Либо заставить отца принимать участие в воспитании, либо терпеть и всё оставить, как есть, либо расстаться с таким «горе – отцом».

 

14 – Выражая своё недовольство ребёнком, родитель (родители) называют его «тупица», «дурак», «дебил» и другими словами, аналогичного содержания, унижающими личное достоинство ребёнка, подавляющими его уверенность в себе и понижающими его самооценку. Ребёнок начинает верить в то, что такие сравнения отражают его оценку родителями.

Причины: Несдержанность, вспыльчивость родителей. Отсутствие у них контроля над своими эмоциями. Неприязненное отношение к ребёнку.

Решения: 1) Что он такой, он не виноват. Это вы, родители его таким родили. Так раздражайтесь на себя, что не смогли родить такого ребёнка, которого желали бы иметь. Может быть, вы заслуживаете именно такого ребёнка, вы не задумывались над этим? Если ребёнок, действительно, с трудом усваивает новую информацию, практические навыки, покажите его грамотным врачам. Иногда, возможна лекарственная коррекция внимания, памяти, сообразительности, быстроты реакции.

2) Работайте над собой и учитесь сдерживать свой гнев, раздражительность.

3) Даже, если ребёнок что-то сделал не так, как вы ожидали, спокойно разъясните ему, как нужно было сделать. Используйте слова и фразы: «ты, же способный», «ты можешь это сделать», «я верю в тебя», сегодня ты ошибся, ничего, в следующий раз ты сделаешь всё правильно», я уверена, что буду гордиться тобой».

 

15 -  Родители ругаются между собой в присутствии ребёнка. Он слышит оскорбительные слова, произносимые родителями в адрес друг друга. Авторитет того родителя, которого при ребёнке унижают, резко падает. Может утратиться авторитет обоих родителей, что вдвойне хуже. Воспитывать, не имея авторитета, практически бесполезно и невозможно.

Причины: Плохо воспитаны сами родители. Они не задумываются над тем, что делают. Либо, отношения между родителями дошли до выраженной неприязни или, даже, ненависти.

Решения: Если вы продолжаете проживать вместе и не думаете о разводе, тогда подумайте о своём ребёнке. Выясняйте свои отношения только без ребёнка. Закрывайте дверь, уходите в другую комнату, ругайтесь, когда ребёнок в школе или гуляет во дворе.

 

16 – Родители живут своей жизнью, а ребёнок – своей. Родители не вникают во внутренний мир своего ребёнка. Либо откупаются от своих родительских обязанностей подарками своему ребёнку или деньгами. Либо устраивают «взбучку» ребёнку, когда на него поступила жалоба из школы. Наказание, опять же, формальное, для галочки, не вникая в суть проступка ребёнка и причин, его вызвавших. При таком «воспитании» дети, вырастая, уходят в асоциальное – антисоциальное – криминальное поведение.

Причины: 1) Семьи нет. Живут двое взрослых и один несовершеннолетний ребёнок под одной крышей, но их ничего не объединяет. Это чужие друг другу люди. 2) Родители считают своей обязанностью перед ребёнком только зарабатывание денег и обеспечение его всем необходимым – в этом их большая ошибка.

Решения: Часто, в такой ситуации, адекватного и результативного решения нет. Ребёнок уже ушёл в свою асоциальную, антисоциальную компанию, и изъять его оттуда можно только волевым решением, постановку его в жёсткие дисциплинарные рамки поведения.

 

17 – Мать ребёнка живёт во лжи. Она лжёт своему ребёнку, своему мужу, другим людям. Ребёнок очень болезненно воспринимает её неискренность. Мама ближе всех других членов семьи – отсюда и высокие моральные требования к ней, которые предъявляет ребёнок. «Ложь – это неправильно, так не должно быть, так поступают плохие люди, а мама не может быть плохой», - примерно так размышляет ребёнок и, больше, на бессознательном уровне своей психики. Но, мама – то так поступает, поэтому, в психике ребёнка возникает выраженный личностный конфликт. Он должен найти свой выход, и находит. Появляется агрессия к маме, протестное поведение во всём (от нежелания учиться до суицидального намерения). Либо, появляются психосоматические заболевания у ребёнка – бронхиальная астма, сахарный диабет, гастрит, нейродермит и многие другие.

Причины:  Мать – лживая личность. Ей и до замужества было свойственно лгать. Ложь – её неотъемлемый поведенческий стереотип, её сущность.

Решения: Матери нужно осознать, что своей ложью она отталкивает от себя ребёнка всё дальше и дальше, пока не произойдёт непоправимое. После этого, - перестать лгать и учиться говорить правду, какой бы горькой она не была.

Это только ей кажется, что она своей ложью ловко всех обманывает. На самом деле, ребёнок (сейчас речь только о нём) раскрывает ложь довольно рано, ещё в дошкольном возрасте, так как мы все общаемся вначале на бессознательных уровнях, и только потом, часть информации проникает в сознание. А бессознательное всё знает о другой личности.  

 

18 – Ребёнок – дошкольник, или школьник совершил какой – то проступок. Воспитатель детского сада или учитель школы высказывает родителю этого ребёнка о недопустимости такого поведения. В ответ, родитель защищает своего ребёнка, нападая на того, кто посмел сказать плохое про его ребёнка. Ребёнок знает о таком поведении своего родителя. В результате, ребёнок усваивает основное правило жизни для себя – «я могу поступать, как хочу, не считаясь с интересами и потребностями других детей (людей), а мой папа (мама) меня защитит и вытащит из любой ситуации». Ребёнок начинает жить по принципу «хозяев жизни», для которых правила, законы, инструкции не писаны. Именно так воспитывались те, кто лихачат на автомобилях по улицам городов и убивают, калечат невинных людей. Многие антисоциальные и криминальные поступки людей вытекают из такого неправильного воспитания.

Причины: Желание родителя показать свою власть над людьми, а ребёнок – инструмент этой демонстрации. Так поступают не только родители, имеющие реальную власть, а также и те, кто такой власти не имеют, но очень жаждут её иметь. Они давно усвоили, что лучшая оборона это нападение. Агрессивное поведение  на любое малейшее замечание в свой адрес или адрес своего члена семьи приводит в замешательство человека, сделавшего замечание, заставляет его ретироваться, иногда, даже извиняться перед агрессором. В этом эти агрессивные люди видят свою власть над людьми.  «У кого сила, тот и прав», «наглость – второе счастье», - это принципы их жизни. Этим же принципам они обучают своих детей.

Решение: Воспитательное воздействие на таких родителей дело бесполезное. Решения нет. По прошествии времени, жизнь сама накажет таких родителей и их чад (чад – от слова чадить, коптить белый свет). Я убеждаюсь в этом постоянно, когда прослеживаю жизни людей во времени (в статье «Причина и следствие» есть история, названная мною «Семья вырублена под корень» - это подтверждение вышесказанного убеждения).

 

19 – Родитель наказывает ребёнка, не выясняя, прав он или виноват, а если виноват, то не анализируются причины неправильного поведения ребенка.

В результате такого «воспитания» ребёнок озлобляется, замыкается в себе, теряет уважение к родителю (родителям), или становится обидчивым, невротичным, боязливым ребёнком.

Причины: 1) Невысокий интеллект у родителя, не позволяющий ему прогнозировать последствия такого своего воспитания.  2) Психопатический склад личности у родителя, привычка все вопросы решать тем, чтобы «рубить с плеча»..3) Желание демонстрации своей власти над ребёнком – «я всегда прав и это не обсуждается». 4) Душевные (психические) расстройства у родителя (эмоциональная неуравновешенность, раздражительность, несдержанность, озлобленность) или переживание им своего личностного конфликта – «мне и так тяжело, а тут ты со своими…».

Решения: По четвёртому пункту – лечение у специалиста по душевному здоровью. По третьему пункту – осознание родителем, что его поведение со стороны выглядит глупо – слон демонстрирует Моське, что он сильнее её. По второму пункту – решения нет, исправить такой характер родителя маловероятно. По первому пункту – решения нет. Интеллект  является врождённым свойством личности. Не путайте с образованностью. Можно носить три ромбика, свидетельствующих об окончании трёх ВУЗов, но иметь интеллект «ниже среднего», а можно не иметь ни одного класса образования и иметь интеллект «выше среднего». Воспитанием и обучением интеллект можно корректировать лишь в ограниченных пределах и возможностях.