Статьи

      

 Часто на улицах и в общественных помещениях наше внимание привлекает крик ребёнка, именно крик, а не плач. Обернувшись, мы видим красное от натуги лицо ребёнка и непрекращающийся громкий крик. Окружающие отводят взгляды или делают вид, что ничего не произошло. Мама пытается успокоить своего кричащего ребёнка, но ничего не помогает. Ребёнок кричит долго. Смотреть на него тяжело, хочется помочь. Именно поэтому, в этой статье, я хочу помочь молодым мамам и рассказать им о причинах, по которым ребёнок кричит и что им делать.

 Причин для крика у ребёнка две. Первая – это с помощью крика добиться своего удовлетворения «хочу». Вторая причина – это заболевание ребёнка, его психическое заболевание, о котором совершенно ничего не хотят знать родители. Им даже страшно подумать, что у их любимого сыночка или доченьки может быть какое-то психическое расстройство. Пусть неврологическое, пусть ещё какое-нибудь, но только не психическое. Тем не менее, реальность остаётся реальностью, нравится она нам или нет. Поговорите с опытными педагогами, имеющими стаж работы в школе лет двадцать – тридцать. Они вам скажут, что с каждым годом, начиная с двухтысячных лет, количество эмоционально неуравновешенных, а порой и совершенно неадекватных детей только увеличивается. Если лет двадцать тому назад ребёнок с явной эмоциональной неуравновешенностью, дезадаптирующей его в школе, был один на две-три параллели, то сейчас таких детей несколько человек в одном классе. Причём, это только тех, кто явно выделяется своими неадекватными эмоциональными реакциями от ровесников. Если к ним добавить детей высоко тревожных, напряжённых, чья социальная адаптация даётся им критическими напряжениями их психических возможностей, то получится, что  половина класса имеют психические расстройства.

Первая причина крика ребёнка может быть следствием второй причины, а может быть и у психически здорового ребёнка, но тогда его крик является убедительным доказательством неправильного воспитания его в семье. Когда мы приобретаем какой-либо сложный бытовой прибор, мы вначале читаем инструкцию по его эксплуатации. Когда мы желаем овладеть каким-либо новым умением, мы прежде получаем информацию об этом. Воспитание ребёнка это новое умение, с которым всерьёз не сталкивалась молодая мама и психика ребёнка несравненно сложнее самого сложного прибора, созданного человеком. Но получить информацию о том, как правильно воспитывать, как избежать ошибок молодые матери не считают нужным. Когда на консультации ребёнка я вижу не только психические расстройства, а также и неправильное воспитание, я указываю родителям на это и предлагаю приобрести книгу «Воспитание ребёнка в семье», которую я специально написал для всех родителей. Думаете, они сразу же покупают книгу? Ничего подобного. Делают вид, что я им этого не говорил и уходят. И лечить не желают, и читать пособие по правильному воспитанию, тоже, не желают. Тогда зачем они приходили? Скорее всего, для того, чтобы услышать, что у их ребёнка всё в порядке, что «израстёт», как говорят некоторые «врачи». Не «израстёт», уже приходят те, у кого подростки «творят страшное» и кому несколько лет назад я рекомендовал меры (медицинские, психолого-педагогические) исправления тогда ещё маленькой проблемки с ребёнком. Помните поговорку – «маленькие детки – маленькие бедки…».  Даже если ребёнок здоров и кричит по причине «я хочу и ты мне это дашь/сделаешь!», то представьте что вы будите делать когда его «хочу» повзрослеют, расширятся. Сможете ли вы, и тогда удовлетворять все его «хочу»? Если сможете, то захочет ли он прикладывать свои усилия к чему-либо (учёба, работа, забота о вас, о своей семье)? Никогда. Он приучен вами получать всё, что он хочет, не утруждая себя даже в малом. Будите ли вы рады, удовлетворены, горды за такого своего взрослого сына или дочь? Подумайте об этом.     

Теперь, возвращаемся ко второй причине крика – это психические расстройства у ребёнка. Почему вы, взрослые родители не допускаете, что у ребёнка могут быть, точно так же, как и у взрослых людей, расстройства настроения? А они у них бывают и очень часто. Здоровый ребёнок если и покапризничает, то недолго. В отличие от своего больного ровесника, он поддаётся уговорам, убеждениям. У него нет необъяснимых, не связанных с логически понятной причиной, ухудшений настроения. У ребёнка с расстройствами настроения его ухудшение происходит внезапно, «на ровном месте». Часто плохое настроение возникает сразу после пробуждения. Переход от сна к бодрствованию замедленный, ребёнок с трудом пробуждается, а вечером его трудно уложить спать. На незначительную неудачу, когда что-то не получается, больной ребёнок даёт выраженную реакцию протеста, плача, крика, непослушания, агрессии в адрес родителей, других членов семьи, домашних животных. Детская здоровая психика очень гибкая, подвижная, пластичная по отношению к социальным воздействиям на неё. Больной ребёнок тугоподвижный в своих эмоциональных реакциях, его трудно переключить с одного занятия на другое, с одного эмоционального впечатления на новое. Поэтому его и трудно успокоить, когда он испытывает сильные отрицательные эмоции.

Летом этого года у меня была поездка в Новосибирск. Расскажу об одном наблюдении на реакцию детей на самолёт. На том рейсе летели 6-8 детей в возрасте до двух лет. Ещё на стоянке самолёта, пока производилась посадка пассажиров в салон, начался плач одного ребёнка. Его подхватили остальные. После взлёта, минут через десять, продолжали кричать два ребёнка (одному месяцев шесть, другому – примерно года полтора), а остальные успокоились. Эти два ребёнка кричали минут сорок и только потом, в полном изнеможении, уснули. Вот эти два ребёнка нуждаются в лечении, у них явные эмоциональные расстройства.

Когда родители узнают, что в таком раннем возрасте их ребёнку показано назначение психотропных лекарств, они шарахаются от этого предложения «как чёрт от ладана». Причина такой неадекватной реакции в общественном мнении, сформированном СМИ. Боятся именно психотропных лекарств, ни операции на сердце, ни антибиотиков, ни гормональных препаратов, побочные действия и осложнения от которых перекрывают придуманные, преувеличенные осложнения терапии психотропными препаратами. У квалифицированного, опытного и высокоответственного врача осложнений от лечения психотропными лекарствами, как правило, не бывает.

Почему кричащему ребёнку нужны психотропные лекарства? Потому, что его больной мозг это разбалансированный мозг. Нет баланса в работе разных медиаторных систем мозга. Если сравнить головной мозг с большим оркестром, то больной мозг излучает какофонию или когда сильно выделяется звук какого-либо инструмента, заглушая все другие звуки.  Здоровый мозг работает подобно отлично слаженному оркестру, когда слушатель слышит мелодию, а не набор звуков отдельных инструментов. Психотропные лекарства (правильно подобранные  и в адекватных дозах) восстанавливают нарушенное равновесие в биохимических процессах головного мозга. Расстройства настроения исчезают. Ребёнок начинает вести себя адекватно ситуациям. Те родители, которые боятся лечением навредить своему ребёнку, в действительности,  причиняют вред куда больший. У ребёнка, в отличие от взрослого человека, идёт интенсивное формирование личности. Под влиянием болезни искажается формирование характера, познавательных функций, будущей детородной функции, нарушается социальная адаптация. Вся личность становится аномальной. А, значит, аномальной будет судьба такой личности, она не реализует генетического потенциала, не будет удовлетворена собой и своей жизнью. Вначале расстройства настроения, затем расстройства характера, потом – расстройства судьбы. «Какой характер – такова и судьба», - гласит пословица. 

Психических расстройств у детей стало больше, а дальше будет ещё больше. Причин тому несколько. Перечислю некоторые из них. На первое место можно поставить причину низкой способности современных молодых женщин к деторождению. Она проявляется в неспособности женщины к зачатию (нашли способ её компенсировать – ЭКО), в неспособности к вынашиванию плода (компенсирована принудительным вынашиванием, когда на весь период беременности зашивается шейка матки, либо, с помощью половых гормонов искусственно поддерживается вынашивание, либо, если произошли роды на ранних сроках беременности, то выхаживание плода в искусственных условиях - кювезах). Во всех перечисленных ситуациях самым уязвимым является головной мозг ребёнка, произошедшие повреждения в котором в последующие периоды жизни и проявляются психическими расстройствами. Патология беременности и родов является ведущей причиной органических повреждений в головном мозге новорождённого, которые в свою очередь, являются причиной психических расстройств у ребёнка-подростка-взрослого.

В большинстве случаев причиной бесплодия и привычных выкидышей является бессознательное нежелание ребёнка женщиной. Об этом я писал ранее в других статьях. Остановлюсь на этой причине подробнее. Проблема бесплодия и привычных самопроизвольных абортов стала актуальной последние лет двадцать. Раньше подобные расстройства детородной функции женщины были, но это были редкие исключения из общей статистики всех родившихся детей. Сейчас же эта проблема «сплошь и рядом», каждая вторая женщина (а это 50%) имеет ту или иную акушерско-гинекологическую патологию. Когда девочку в семье воспитывают «как принцессу», т.е. с гиперопёкой, ограждают от посильного труда («ещё наработаешься»; «не для девочки эта работа»), освобождают от обязанностей и удовлетворяют все её «хочу», в её сознании и бессознательном формируется мировоззрение, что она создана для развлечений, удовольствий, радостей, но ни как для ответственности за кого-то, ни для труда, ни для терпения, ни для самопожертвования. Материнство – это на 95% и есть ответственность, труд, терпение, саможертвование. Вот и не хотят современные молодые женщины детородного возраста ради ребёнка лишать себя удовольствий «пожить для себя», «побольше успеть взять от жизни». Эти ментальные (мыслительные) программы управляют работой всех детородных органов женщины так, чтобы беременность не наступала, а если наступила, то должна прерваться, так как она, беременность, противоречит основной жизненной цели женщины – получать удовольствия от жизни и ни кому не быть, ни чем обязанной (даже своему ребёнку).

Я не поленился и просмотрел весь учебник для студентов медицинских ВУЗов  «Акушерство» под редакцией академика РАМН Г.М.Савельевой (816 стр.), чтобы понять, как акушеры-гинекологи смотрят на эту проблему. По этому учебнику вот уже несколько десятилетий обучают всех врачей, независимо от выбранной ими будущей специальности.

Привожу цитату из этого учебника. «Изменения в яичниках и матке происходят под влиянием двухфазной деятельности регулирующих менструальную функцию систем: кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз. Таким образом, выделяются 5 основных звеньев репродуктивной системы женщины: кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз, яичник, матка. Взаимосвязь всех звеньев репродуктивной системы обеспечивается наличием в них рецепторов как к половым, так и к гонадотропным гормонам. О роли ЦНС в регуляции функции репродуктивной системы известно давно. Об этом свидетельствовали нарушения овуляции при различных острых и хронических стрессах, нарушение менструального цикла при перемене климатогеографических зон, ритма работы; хорошо известно прекращение менструаций в условиях военного времени. У психически неуравновешенных женщин, страстно желающих иметь ребенка, менструации также могут прекратиться».

То есть академики-акушеры признают за корой больших полушарий головного мозга (их функция это сознание и все психические проявления) роль «верховного главнокомандующего» всей репродуктивной функции женщины. Признать признали, а поступили так, как будто ничего не признавали и перед ними не личность, а экспериментальный кролик, кошка, крыса.

Акушеры решили эту проблему «оригинальным» способом: «не хочешь – заставим, не можешь, сделаем за тебя». Вместо того, чтобы решать проблему, исходя из причины этой проблемы (широкая компания в СМИ, «нацпроекты» по изменению отношения молодых девушек и женщин к деторождению, профилактическая информационная работа психологов в школах, в гинекологических консультациях и т.п. по изменению нежелания на желание ребёнка), взялись её решать грубо материальными, механическими способами. Причина проблемы находится в информационном поле, в сознании, точнее – в бессознательной части психики современных женщин, а предложенные решения находятся в материальной плоскости. Это как, если бы, сбой в работе компьютера стали устранять не ремонтом операционной системы, а, например, покраской корпуса компьютера. Может быть, такое сравнение слишком упрощённое, но оно явно показывает, что решение проблемы происходит ни в плоскости причины проблемы.

В каждом регионе страны построены перинатальные центры с целью улучшить демографические показатели (рождаемость и материнская смертность). Со вторым показателем однозначно полезно и хорошо. А вот с первым показателем не всё так однозначно приятно. Цивилизация ещё не на том уровне своего развития, когда искусственные условия жизни плода равнозначны естественным, в чреве матери. Все  дети, выхоженные в кювезах, все дети, рождённые в асфиксии (средней степени и тяжёлой), все дети с черепно-мозговой травмой в родах, все дети с внутриутробной гипоксией плода и внутриутробной инфекцией имеют резидуально - органическое повреждение головного мозга., равно как и те, выношенные принудительно, с которыми организм матери боролся все девять месяцев, как с чужеродным существом в её теле. Эти повреждения мозга начинают проявляться уже с раннего детства: расстройства сна, выраженное беспокойство ребёнка, расстройства пищеварения. В последующем присоединяются гиперактивность и дефицит внимания, эмоциональная неуравновешенность,  фобии или агрессия, речевые расстройства, интеллектуальные. Кричащий ребёнок не виноват в том, что он кричит. Его крик мы, взрослые, должны расценивать как крик о помощи: либо лечить ребёнка, либо исправлять его неправильное воспитание, а чаще – и то, и другое. Но коллективное сознание общества не готово к принятию широкого распространения психических расстройств. К 2035 году психические расстройства выйдут на первое место по заболеваемости и болезненности, опередив сердечнососудистые и онкологические заболевания (эти прогнозы из серьёзных источников, таких как бюллетени ВОЗ и другие, вы можете найти в интернете). Нелеченные психические расстройства в детстве обязательно проявятся в подростковом и более старшем возрасте, но уже в значительно утяжелённом варианте течения. Не за горами то время, когда потребность в психотерапевтах и психиатрах будет очень большой, потому как  общество начнёт «захлебываться» от психических расстройств своих граждан. «Надвигается потоп, но к потопу никто не готовится».  

Следующая причина неспособности современной европейской женщины к физиологическим беременности и родам, это токсическое повреждение фолликулов девочки-подростка, из которых в будущем сформируется яйцеклетка, которая послужит началом будущего плода и ребёнка.

Организм женщины (если рассматривать его в плане детородной функции) принципиально отличается от организма мужчины. У мужчины сперматозоиды образуются всё время новые, а у женщины яйцеклетки формируются из фолликулов, данных ей природой с рождения. Сейчас приведу цитату из упомянутого выше учебника, а затем поясню.

   «В яичнике различают наружный корковый и внутренний мозговой слои. В соединительной ткани мозгового слоя проходят сосуды, нервы. В корковом слое среди соединительной ткани находится большое количество фолликулов на разных стадиях развития. При рождении девочки в яичнике находятся 2 млн. фолликулов, 99 % которых подвергаются атрезии в течение всей жизни. Под процессом атрезии понимается обратное развитие фолликулов на одной из стадий его развития. Ко времени менархе (начало менструирования) в яичнике содержится около 200—400 тыс. фолликулов, из которых созревают до стадии овуляции 300—400».

Когда организм девочки (самого разного возраста) подвергается каким-либо вредным воздействиям из внешней среды, то это воздействие, если оно было достаточно сильным, оставляет свой негативный  след, в том числе и в фолликулах.

Представьте такую ситуацию: при отливке стальной детали произошёл производственный брак. Его не устранили. Из этой заготовки произвели деталь. Эту деталь установили в подводную лодку или самолёт, или автомобиль. Далее нужно ждать преждевременного выхода из строя этой детали. От одной маленькой браковованной детали разбивались самолёты, гибли сотни людей, происходили аварии в подводных лодках. А если эта деталь будет установлена в ядерный реактор? Каковы будут последствия её поломки, она же дефектная?

По достоверным статистическим данным (поищите в интернете и найдёте) в возрасте 8-9 лет курят табак один из пяти детей, а в возрасте 14-15 лет курят табак четверо из пятерых подростков. Среди этих четверых в статистику вошли и девочки-подростки. Но они пробуют не только табак, а также и другие одурманивающие средства.  Опять же, по статистическим данным , 95-98% родителей даже не догадываются о том, что их дочь или сын пробовали спайсы, препараты конопли, психотропные лекарственные средства с целью токсического опьянения. Добавьте к перечисленным вредным, токсическим веществам для организма ещё алкоголь, употребляемый младшими, средними и особенно старшими подростками и картина станет ещё более удручающей. Все эти токсические вещества оставляют в фолликулах девочек не только материальные (анатомические) изменения, которые можно увидеть при очень высоком увеличении (электронная микроскопия), а также и информационные изменения. Посмотрите или пересмотрите, если уже видели раньше, фильм «Вода: великая тайна воды. 2006 г.». В этом фильме подробно, убедительно и красиво показана именно информационная функция воды. Фолликул девочки на 99% состоит из воды. Все токсические воздействия, которые она претерпевает,  запоминаются, накапливаются в информационном поле самой девочки и её фолликулов, в частности. Ничто не проходит бесследно.  В древности люди лучше были осведомлены о том, что организм девочки-девушки нужно беречь от различных токсических, повреждающих воздействий с целью рождения ею здорового потомства. Это воспитывалось и  становилось собственной высокой ответственной целью. Девушка сама берегла себя. Чего ни как не скажешь про современных девушек. Поэтому наши безграмотные, но мудрые пра-, пра- бабушки, будучи молодыми женщинами, умели хорошо вынашивать и рожать здоровых детей. Тогда, я уверен, кричащих детей было намного меньше, чем сейчас.